ПоискТэги
CNT-AIT (E)
ZSP
Бразилия
Британия
Германия
Греция
Здравоохранение
Испания
История
Италия
КРАС-МАТ
МАТ
Польша
Россия
Украина
Франция
анархизм
анархисты
анархо-синдикализм
антимилитаризм
всеобщая забастовка
дикая забастовка
забастовка
капитализм
международная солидарность
образование
протест
против фашизма
рабочее движение
репрессии
солидарность
социальные протесты
социальный протест
трудовой конфликт
трудовые конфликты
экология
|
Жиль Дове, Тристан Леони. Курдистан?Публикуем критический анализ ситуации в Курдистане, так называемой "революции в Роджаве" и неумеренных восторгов леваков, написанный одним из самых заметных современных леворадикальных теоретиков "коммунизации" Жилем Дове “Сейчас такие времена, когда мы не можем сделать ничего, кроме как не терять головы" Когда трудящиеся берут в свои руки свои собственные дела, чтобы выжить, они открывают возможность для изменения общества. Некоторые курды были вынуждены действовать в условиях, в которых они оказались, и пытаться создавать в самой сердцевине интернационализированной войны, неблагоприятной для освобождения. Мы здесь не для того, чтобы "судить" их. И не для того, чтобы терять голову. Само(защита) В различных частях мира пролетарии приходят к самозащите через самоорганизацию: "Широкий спектр "движений" – вооруженных и безоружных, колеблющихся между социальным бандитизмом и организованной партизанской деятельностью – действует в наиболее разрушенной зоне глобального капиталистического наркоманского притона, демонстрируя черты, сходные с РПК. Тем или иным образом, они пытаются оказать сопротивление против разрушения экономики выживания, уже превращенной в маргинальную, против разграбления природных ресурсов или горнодобычи или против насаждения капиталистической земельной собственности, которая ограничивает доступ и / или пользование либо вообще препятствует им... Мы можем навскидку привести случаи морского пиратства в Сомали, MEND в Нигерии, наксалитов в Индии, мапуче в Чили... Важно уловить общий для них контекст: это самозащита. Люди всегда само-организуются на основе того, чем они являются в рамках капиталистического способа производства (рабочие той или иной компании, жители той или иной местности и т.д.), а уход от уровня защиты ("требования") совпадает с тем фактом, что все эти субъекты взаимопроникают, и по мере того, как структурирующее их отношение капитала и наемного труда начинает дезинтегрироваться, различие прекращает существовать" (1) Ведет ли (или может ли привести) самоорганизация в Рождаве от потребностей выживания к перевороту в социальных отношениях? Нет нужды повторять здесь историю мощного курдского движения за независимость в Турции, Ираке, Сирии и Иране. Десятилетиями курды были оторваны друг от друга соперничеством между этими странами и репрессиями, которые они там испытывали. После взрыва Ирака на три образования (суннитского, шиитского и курдского), сирийская гражданская война освободила территорию в Сирии, где курдская автономия приобрела новую форму. Для того, чтобы управлять этой территорией и защищать ее от военной угрозы было установлено народное (то есть, межклассовое) единство. Агентом этого перелома послужило Исламское государство (ИГ). Сопротивление перемешало старые общинные связи и новые движения, в особенности, женщин, в фактический альянс между пролетариями и средними классами, причем в роли цементирующего фактора выступает "нация". "Преобразование, происходящее в Роджаве, до известной степени покоится на радикальной курдской идентичности и на контингент, состоящий в основе из среднего класса... который, несмотря на радикальную риторику, всегда имеет определенную заинтересованность в сохранении капитала и государства" (2) Демократическая революция? Выбор слов в политике важен. Если Роджава выработала свою конституцию и назвала ее "Общественным договором", то это отдает эхом Просвещения 18 века. Ленин и Мао забыты, нынешние курдские лидеры читают Руссо, а не Бакунина. "Общественный договор" Роджавы провозглашает "взаимное и мирное сосуществование и взаимопонимание между всеми слоями общества" и признает "территориальную целостность Сирии". Это то, что говорится во всех демократических конституциях, и нет никаких оснований ожидать провозглашения классовой борьбы или требований ликвидации границ и, тем самым, государств (3). Это дискурс демократической революции. В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. ясно провозглашаемое право на "сопротивление угнетению" шло рука об руку с правом на собственность. Свобода была полной, но она определялась и ограничивалась законом. То же самое в Роджаве: "частная собственность" является правом по закону. Хотя и избрав описательный термин "автономный регион", "Общественный договор" предусматривает администрацию, полицию, тюрьмы, законы (а значит, и центральную власть, собирающую деньги). Но на дворе 21 век: ссылка на "Всемогущего бога" соседствует с "устойчивым развитием", почти что паритетом для женщин (40%) и "гендерным равенством" (хотя и связанным с "семьей"). Добавим разделение властей, отделение церкви от государства, независимую судебную систему, экономическую систему, призванную обеспечить "всеобщее благосостояние", гарантию прав рабочих (включая право на забастовку), ограничение числа политических институтов и т.д. – это левая республиканская программа. Если некоторые люди в Европе и США усматривают в подобных целях провозглашение социальной революции, то их ошибка, вне всякого сомнения, состоит в "культурном релятивизме". В Париже такая программа вызвала бы в радикальной среде только издевки, но "хорошо там, где нас нет"... Тем, кто проводят параллели между Роджавой и Испанской революции, стоит сравнить этот "Общественный договор" с программой, принятой CNT в мае 1936 г. (и тем, во что она конкретно вылилась через 2 месяца). Новый национализм Как любое политическое движение, национально-освободительное движение обзаводится собственными идеологиями, средствами и союзниками, которые оно способно завести и которых меняет, по мере надобности. Если идеология нова, то потому что отражает перемены во времени. "Нельзя понять ни нынешний поворот в курдском вопросе, ни траекторию его политического выражения – в первую очередь, РПК – не учитывая конца золотого века социалистического или "прогрессивного" "национализма снизу" на периферии и полупериферии капиталистической системы и его причин" (4). РПК не отказалась от обычной цели национально-освободительных движений. Даже если она теперь избегает слова, которое звучит слишком авторитарно, цель РПК остается той же, что и вчера: создание центрального аппарата управления и политической власти над территорией – и для описания такой вещи нет более подходящего слова, чем государство. Отличие, помимо административного наименования, в том, что эта вещь будет настолько демократической и подконтрольной гражданам, что уже не будет заслуживать названия государства. Это уже чистая идеология. В Сирии курдское национальное движение (под влиянием РПК) заменило требование правового государства более скромной и "низовой" программой: автономия, демократический федерализм, права мужчин и женщин и т.д. Вместо идеологии социализма под руководством единой рабоче-крестьянской партии, развивающей тяжелую промышленность, или отсылок к "классу" и "марксистам" выдвигаются самоуправление, кооператив, община, экология, антипродуктивизм и, в качестве бонуса, гендер. Цель сильной внутренней автономии с демократической жизнью внизу не является абсолютно утопичной. Так живут, например, различные районы Тихоокеанского региона; правительства предоставляют широкие рамки самоуправления населению, которое никого не интересует (за исключением тех случаев, когда в игру вступают горнорудные интересы – тогда туда посылаются войска). В Африке Сомалиленд обладает признаками государства (полицией, валютой, экономикой), но его никто не признает. В Чиапасе (который многие сравнивают с Роджавой) люди выживают в региональной полу-автономии, которая защищает их культуру и ценности, не беспокоя мир за ее пределами. Кстати, сапатистское восстание, первое восстание эры антиглобализма, стремилось не к независимости или преобразованию общества, но скорее к сохранению традиционного образ жизни. Курды живут в самом сердце нефтяного региона, раздираемого бесконечными конфликтами и находящегося под господством диктатур. Это оставляет мало места для Роджавы... но небольшое, может быть, все-таки есть. Хотя ее экономическая жизнеспособность низка, она существует, благодаря перепадающим нефтяным крохам. Черное золото уже породило такие марионеточные государства, как Кувейт, и позволяет существовать курдскому мини-государству в Ираке. Достаточно сказать, что будущее Рождавы зависит не столько от мобилизации ее народа, сколько от переплетения игр господствующих держав. Если отказ РПК от проекта государства-нации реалистичен, нам следует задаться вопросом, на что будет похожа федерация трех или четырех автономных зон – пересекая границы, как минимум, трех стран – поскольку сосуществование нескольких автономных зон не устранит центральную политическую структуру, которая соединит их вместе. В Европе трансграничные регионы (например, вдоль Одера-Нейссе) не уменьшают власть государства. Другая повседневная жизнь Иногда, как в данной случае, солидарность против врага вызывает временное сглаживание социальных различий: коллективное управление селениями; связи между бойцами (мужчинами и женщинами) и населением; распространение медицинских знаний (начало преодоления власти специалистов); свободная раздача некоторых продуктов питания в самые худшие моменты боевых действий; новое отношение к психическим расстройствам; коллективная жизнь учащихся – мальчиков и девочек; отправление правосудия общими комитетами (избираемыми в каждом селении), которые разбирают споры, определяют наказания и стремятся к реинтеграции и реабилитации; интеграция этнических меньшинств в регионе; самоорганизация женщин за пределами домашнего очага (5). Разве это "демократия без государства"? В наши намерения не входит противопоставлять список негативных моментов списку позитивных моментов, составленный приверженцами. Необходимо видеть, откуда идет это самоуправление и как оно может развиваться, поскольку мы никогда не наблюдали государство, растворяющееся в местной демократии. Неизменная социальная структура Никто не считает, что "курды" обладают привилегией быть единственным в мире народом, всегда жившим в гармонии. Как и другие народы, курды разделены на группы с противоположными интересами, на классы – или, если "класс" звучит слишком по-марксистски, на правящих и управляемых. Сейчас иногда приходится читать о том, что в Роджаве разворачивается или готовится "революция". Учитывая, что правящие классы никогда добровольно не отдавали власть, где и как они были разгромлены? Какая интенсивная классовая борьба происходила в Курдистане и открыла этот процесс? Так называемая Июльская революция 2012 г. фактически соответствует уходу войск Асада из Курдистана. Прежняя административная власть исчезла, обеспечение безопасности перешло к другой силе, и дела взяло в свои руки самоуправление, объявленное революционным. Но что это за "само"? И какой революции? Хотя много и охотно говорят о взятии власти снизу и изменении в семейно-бытовой сфере, никогда не поднимается вопрос об изменении отношений обмена и эксплуатации. В лучшем случае описываются кооперативы, но без малейших указаний на начало коллективизации. Новое курдское государство вновь открыло месторождения и заводы по очистке нефти, производит электроэнергию – но ничего не говорится о том, кто на них работает. Торговля, ремесла и базары работают, деньги продолжают играть свою роль. Захер Бахер, визитер, восхищающийся курдской "революцией", говорит: "Прежде чем покинуть регион, мы говорили с владельцами магазинов, бизнесменами и людьми на рынке. У всех было скорее положительное мнение о DSA [Демократическом самоуправлении] и TEV-DEM ["Движении за демократическое общество" – коалиции организаций вокруг PYD]. Они довольны миром, безопасностью и свободой и организуют свой бизнес без всякого вмешательства со стороны каких-либо партий или групп" (6). Итак, революция, которая не беспокоит буржуазию. Солдаты Достаточно бывает сменить имя. Многие из сегодняшних хвалебных отзывов в адрес Роджавы, в том числе по вопросу о гендере, году так в 1930-м адресовались группам сионистских пионеров в Палестине. В первых кибуцах, наряду с зачастую прогрессивной и социалистической идеологией, существовали материальные условия (ненадежность и потребность в обороне), которые побуждали их не отказываться от половины доступной им рабочей силы: поэтому женщины должны были принимать участие в сельскохозяйственных работах и обороне, что предполагало их освобождение от чисто "женских" задач (включая существование коллективного ухода за детьми). Но как раз ничего подобного в Рождаве не происходит. Вооружение женщин – это еще не все (как ясно демонстрирует пример Армии обороны Израиля). З. Бахер свидетельствует: "Я сделал одно интересное наблюдение: я не видел ни одной женщины, работавшей в магазине, на заправочной станции, на рынке, в кафе или ресторане". "Самоуправляющиеся" лагеря беженцев в Турции полны женщин, которые заботятся о детях, пока мужчины ищут работу. Революционность движения или организации не может измеряться количеством вооруженных женщин – и тем более его или ее феминистский характер. С 1960-х гг. большинство партизанских организаций включали или включают и сейчас множество женщин-бойцов – к примеру, в Колумбии. Тем более это верно для партизанских движений, вдохновлявшихся маоизмом (Непал, Перу, Филиппины и т.д.) и использовавших стратегию "народной войны": равенство мужчин и женщин должно способствовать подрыву традиционных структур, феодальных или племенных (всегда патриархальных). Именно в маоистских корнях РПК-PYD следует искать источник того, что специалисты называют "военным феминизмом". Но почему вооруженная женщина служит символом эмансипации? Почему мы с такой легкостью усматриваем в этом образ свободы, подчас даже забывая о том, за что идет борьба? Если женщина с реактивной установкой может появляться на обложке журнала "Ле Паризьен" или в активисткой газете, то это потому что речь заходи о классической фигуре. Монополия на пользование оружием – традиционная мужская привилегия; инверсия должна продемонстрировать особый радикализм или исключительность того или иного сражения или войны. Как когда-то фотографии красивых женщин из испанских милиций. Революция – на конце автомата Калашникова... в руках женщины. К этому образу иногда добавляется другой, более "феминистский": вооруженная женщина-мстительница, пристреливающая плохих ребят, насильников и т.д. Заметим, что ИГ и режим Дамаска создали некоторые военные отряды, состоящие только из женщин. Однако, в отличие от YPJ-YPG, они не выступают с критикой гендерных различий и не используют эти силы в первых рядах, но отводят им полицейскую или вспомогательную роль. К оружию В ходе парижских демонстраций в поддержку Роджавы транспарант объединенной колонны анархистов требовал "Оружия для курдского сопротивления". Учитывая, что средний пролетарий не имеет штурмовых винтовок и гранат, которые он мог бы тайно отправить в Курдистан, то от кого же мы требуем этого оружия? На кого мы должны полагаться в поставках оружия – на международных торговцев оружием или на НАТО? Вообще-то, такие поставки втихую уже идут, но анархистские транспаранты не имеют к этому никакого отношения. Никого, кроме ИГ, не именуют новыми Интербригадами. Так о какой же вооруженной поддержке идет речь? О требовании еще больших западных ударов с воздуха, со всем "сопутствующим ущербом", о котором все мы знаем? Очевидно, нет. Тогда это просто пустая формула, и это, возможно, хуже всего: так называемая революция служит просто предлогом для демонстраций и лозунгов, осуществления которых никто и не ждет. Мы оказываемся в самой гуще политики спектакля. Нас не слишком удивляет то, что люди, которые всегда готовы обличать военно-промышленный комплекс, ныне взывают к нему. Достаточно вспомнить, как в 1999 г. во время конфликта в Косово некоторые анархисты поддержали бомбёжки НАТО... чтобы предотвратить "геноцид". Анархисты Еще большие сожаление, чем организации, которые всегда поддерживали национально-освободительные движения, вызывает то, что эта экзальтация охватила гораздо более широкую среду товарищей-анархистов, сквотеров, феминисток и автономов, иногда людей в целом куда более проницательных. Если в эту среду проникает политика "меньшего зла", то их радикализм является бесхребетным (что не исключает личной смелости или энергии). Сегодня куда легче пылать энтузиазмом в отношении Курдистана (как 20 лет назад было с Чиапасом), чем отчаиваться в связи с Бийянкуром (рабочим пригородом во Франции, – перевод.). "Там", по крайней мере, нет отчаявшихся и пьяных "пролов", которые голосуют за Национальный фронт и мечтают только о том, чтобы выиграть в лотерею или найти работу. "Там" – крестьяне (хотя большинство курдов живет в городах), сражающиеся горцы, полные мечты и надежды... Этот сельско-природный аспект (экология!) смешивается с желанием перемен здесь и сейчас. Дни великих идеологий и обещаний "Великого Вечера" (революции, – перевод.) ушли в прошлое: мы делаем что-то, "создаем связи", несмотря на нехватку средств, выращиваем огород, разбиваем небольшой общественный сад (наподобие упомянутого З. Бахером). Это отзвук "обороняемой зоны": засучим рукава и сделаем что-нибудь конкретное и небольшое, зато здесь и сейчас. Именно это они и делают "там", с AK-47 за плечами. Некоторые анархистские тексты упоминают Роджаву только с точки зрения местных достижений и соседских ассамблей, почти никогда не говоря о PYD и РПК и т.д., как будто бы все это было чисто стихийными действиями. Это похоже на то, как если бы мы, анализируя всеобщую забастовку, говорили только о самоуправлении бастующих и забастовочных пикетах, ни словом не упомянув местные профсоюзы, или маневры профсоюзного руководства, или его сделки с государством и хозяевами... Революция все больше рассматривается как поведенческий вопрос: самоорганизация, интерес к гендеру, экология, установление связей, дискуссии, аффекты. Если мы добавим к этому полное отсутствие интереса или беспечность по отношению к государству и политической власти, то логично, и в самом деле, усмотреть революцию – и даже "революцию женщин" – Роджаве. Раз мы все меньше и меньше говорим о классах, о борьбе между классами, что с того, что этого нет и в дискурсе РПК-РYD? Какая критика государства? Если радикальной мысли не нравится в национально-освободительных движениях лишь цель создания государства, то достаточно отказаться от этой цели и счесть, что, в основе своей, нация (если она без государства) – это народ. А как же мы можем быть против народа? Ведь мы – это же более или менее все. Почти 99%. Разве нет? Для анархизма характерна принципиальная враждебность в отношении государства (и в этом его заслуга). При этом (а это немало), его самая большая слабость в том, что он воспринимает государство, прежде всего, как инструмент насилия (которым оно, безусловно является), не обращая внимания на то, каким образом и как оно играет эту роль. Поэтому достаточно убрать наиболее очевидные формы государства, чтобы некоторые (не все) анархисты сочли, что государство уже исчезло или вот-вот исчезнет. Так анархисты оказываются обезоруженными, столкнувшись с тем, что выглядит слишком похожим на их собственную программу. Будучи против государства, но за демократию, они, естественно, поддерживают демократический конфедерализм и социальное самоопределение. Ведь анархистский идеал – это замена государства тысячами федерированных общин (и трудовых коллективов). На этой основе можно быть интернационалистами и в то же время поддерживать национальное движение, если оно практикует социальное и политическое самоуправление, именуемое сегодня "присвоением общего" (коммонс). И если РПК больше не заявляет о претензии на власть, но выступает за систему, где власть распределена между всеми, то анархистам легко увидеть в этих речах себя. Перспективы Попытка демократической революции в Роджаве и сопровождающие ее социальные изменения возможны лишь вследствие чрезвычайных условий: развала иракского и сирийского государств и вторжения в регион джихадистов – угрозы, которая способствовала радикализации. Сегодня представляется возможным, что, при военной поддержке Запада, Роджава сможет (по примеру Иракского Курдистана) существовать как автономная единица, держащаяся на расстоянии от продолжающегося сирийского хаоса. В этом случае, такое маленькое государство, каким бы демократическим оно ни хотело быть, при нормализации ситуации не сможет сохранить социальные завоевания или достижения. В лучшем случае сохранятся некоторое местное самоуправление, прогрессивное образование, свобода печати (избегая богохульства), толерантный ислам и, конечно, гендерный паритет. И ничего больше. Но этого достаточно для тех, кто хочет верить в социальную революцию ради сохранения самой веры – разумеется, желая, чтобы эта демократия стала еще более демократической. Что касается надежды на конфликт между самоорганизацией снизу и надзирающими за ней структурами, то это означает воображать, будто в Роджаве существует ситуация "двоевластия". Это значит забывать о том, что импульс этому самоуправлению дала сила самой PYD-РПК, которая и сохраняет реальную власть, как политическую, так и военную. Возвращаясь к сравнению с Испанией 1936 года, тогда "начала" революции были разрушены войной. В Роджаве же сначала была война и, к сожалению, нет ни малейшего признака того, что может родиться какая бы то ни было "социальная" революция. Жиль Дове Примечания: [1] Il Lato Cattivo. The “Kurdish Question”, ISIS, USA, Etc. // http://endnotes.org.uk/en/il-lato-cattivo-the-kurdish-question-isis-usa-etc [2] Becky. A revolution in daily life // http://peaceinkurdistancampaign.com/2014/12/22/a-revolution-in-daily-life/ [3] The Social Contract (of Rojava) // http://peaceinkurdistancampaign.com/resources/rojava/charter-of-the-soci... [4] Il Lato Cattivo. The “Kurdish Question”, ISIS, USA, Etc. [5] Социальные различия сильно сократились, поскольку самые богатые курды не стали участвовать в самоуправлении, но нашли убежище в других странах, с более комфортными условиями. [6] Zaher Baher. The experiment of West Kurdistan (Syrian Kurdistan) has proved that people can make changes // https://libcom.org/news/experiment-west-kurdistan-syrian-kurdistan-has-p... Перевод: В. Граевский https://libcom.org/news/kurdistan-gilles-dauv%C3%A9-17022015 В Интернете доступны переводы на русский язык других работ Жиля Дове:
|
Популярные темыСейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователя и 132 гостя.
|